Недавно говорила с фанатами «SAO: Alicization» и поняла совершенно ужасную вещь: те, кому нравится эти книги совершенно не читали ничего сложного или нормального хотя бы. Не шедевров, но хотя бы… детских рассказов про приключения пионеров. Нет, серьёзно, я помню рассказ про то как 2 мальчика выращивали цыплят. Мне было 8-9 когда я его читала. Я не была впечатлительным ребёнком, а читать вообще ненавидила, потому что заставляли очень стрёмными способами. В школе потребовали проверочное сочинение на уроке по этому рассказу, поэтому я за него взялась. Но этот рассказ хорошо помню. Вроде там даже серия была. Я помню, главного героя звали Колей, у него была сестра с дурацким именем и друг. И Коля с другом хотели магазинные яйца выращивать. Потом поехали в деревню за нормальными, потому что родители подсказали, потом мальчишки поругались с одноклассниками и я думала, как это несправедливо, помню, как все яйца не вылупились и я просто не верила. Помню как в конце даже пустила слезу. Сейчас загуглила и оказалось, что я помню почти все события! Вот это же надо, какое мастерство у… Носова… А, ну всё понятно. Мастерство мэтра. Но просто осознайте, я вспомнила рассказ на 30 стр через 17 лет после прочтения. СЕМНАДЦАТЬ, КАРЛ! СЕМНАДЦАТЬ! 30 СТРАНИЦ! Я НЕНАВИДИЛА ЧИТАТЬ! Нет. Серьёзно. За первые 18 лет жизни я прочла 40 книг! Считая учебники биологии. И… В том рассказе было всё! И драма и интриги, и переживания, и неожиданный поворот! Даже два!
И Алисизация… Вроде всё то же самое, но в 5 раз длинней, с большим числом персонажей, серьёзней и эмоционально и сюжетно… Беднее! Вот как это? Да, Носов — мэтр. Незнайка — легенда. Но Кавахара пишет больше 20 лет! Вот как это за 20 лет остаться неспособным за 1500 стр переплюнуть детский рассказик на 30 страничек?! КАК?!
На самом деле меня откровенно шокировало заявление фанатов, что развитие центральных персонажей и их многогранность и внутренние конфликты перегружают повествование. Коля был живым за эти 30 стр, а Кирито за 3000 — как был деревом так и остался. Меньше 3 недель назад меня ткнули носом в то, что Конан во 2-ой из главе Суперов не в характере. И заявили, что умелый автор даже если пишет от 1-го лица Нуара, даже если Конана почти нет в кадре, даже если все действия Конана спланированы заранее, сможет показать, что Конан переживает, когда избивает любимую Ран. Даже если знает, что она не пострадает. И в момент разговора с фанатами я словила ступор. Это же надо!
Мои мысли о серии SAOДело в том, что серия SAO вообще довольно странная. Первая книга неплоха, но прямо орёт «я любовный роман в любимом сеттинге автора». Продолжения явно не планировалось. Вторая… Сборник рассказов-дополнений. 3-4… Удалой фанфик на 1-ю с «гаремом, потому что гарем и фансервис любят». 5 и 6-я… ну сложно сказать. Автор попытался в детектив, но не обозначил условия мира достаточно жёстко. Сложно писать детективы, если сеттинг — не наш мир. Там могут действовать любые условия, так что читатель обычно даже не пытается решить загадку, а просто наблюдает. Психическая травма Шион смотрится слабо т. к. у автора сухой невыразительный стиль. Противопоставить бы это всё мозготрабблам Кирито, но… Словом, всё грустно. А т. к. автор пошёл в серьёзность и постапок-сеттинг не сменив подход к повествованию: вышло скучненько. 7 и 8 не читала. А потом начинается Алисизация. И вот там просто пике на дно. Арка длинная - 9 томов. Сначала я пошла смотреть экранизацию. Это днище. Просто днище. 5 фасонов пошива одежды в одной сцене. Я могу понять это в .Hack//SIGN – его делала студия-ноунейм за 2,5 миски рамена для рекламы игры, которую делали… не особо стараясь, но тут… Да и вообще-то в .Hack//SIGN только модель диадемы B.T. ехала и пышность рукавов Субару и от серии к серии, а не в одной сцене. Но сюжет Алисизации чем-то привлёк и я пошла читать книгу. И оценила всё пике ужаса. Автор вбрасывал интересные мыслишки о природе классового неравенства, о природе человеческой души и т. д. Не развивал, но вбрасывал. В итоге это закончилось крайне резким развитием внутреннего конфликта Кирито. Предпосылок к которому не было по книгам внятного. Т.е. да, Кирито переживал, что кто-то умирает. Но он как-то пережил, что переубивал кучу народа и смирился. А тут внезапно выясняется, что нет. Это как? То ли сухой стиль автора виноват, то ли ещё что… Но хуже всего, что автор писал это с расчётом, что будут читать замотанные работяги в метро между работой и домом. Поэтому напоминает постоянно о причинах и предпосылках событий. КАЖДЫЙ ТОМ! И ладно бы какие-то мысли у героев по этому поводу были, но нет же! Это просто служебные куски текста. Я всё понимаю, но читать такое мне просто противно. Я не даун с амнезией. Но… это превозносят… И… это шокирует. У этого есть преданная матерящаяся на адекватных существ фанбаза… И меня шокирует это вдвойне. Хочется показать эту серию учителям литературы и услышать их мнение. И реальные методы сделать их уроки интересней. А хуже всего то, что я беседовала с парнем-фанатом Юджио. В экранизации Юджио — служебное бревно. Ещё деревяннее чем Кирито. В книге… Служебный персонаж для ввода и контраста. У него нет индивидуальности толком-то. Просто правильный мальчик, который пытается преодолеть свою правильность, чтобы угнаться за Кирито. Кирито же считает его другом и доверяет спину. В аниме это показано никак. В книгах… Я начала читать с последнего квеста Юджио, так что оценить не успела толком. И, имхо, такие персонажи самые ужасные. Юджио несамостоятелен и несостоятелен как персонаж. Он приложение к Кирито. И… у него есть фанат. Вообще фанатизм возникает, если в персонаже есть что-то перекликающееся с человеком. Возможно в этом случае тоже так. Неверно будет осуждать сам факт фанатизма. Но тот факт, что Юджио несамостоятелен и несостоятелен как персонаж и прежде чем он таковым становится в полной мере, дохнет… Вот это плохо. Эта ролевая модель не предполагает выхода из ситуации зависимости. Думаю, ответственность автора показать подобное. Но, Кавахара-сан этого не сделал. И это опускает Алисизацию в моих глазах на самое дно. А потом начинается 2-ой сезон. И я просто бросила читать. Проработка мира поверхностна. Персонажи никакие. Серьёзно, если серия в 9 томов с эпичными битвами и философией хуже по ощущениям, чем история про 2 школьников, скрутивших инкубатор для цыплят. Стоит хорошенько задуматься о способах повышения скила писателя. Как-то так. Самое важное, что это больше наука для меня, чем крики «Кавахара-сан плохой писатель». Беспрестанная работа над собой в самых разных сферах. Вот секрет успеха.